Тема, актуальность и проблема исследования

23.10.2018

  Проведение школьником исследований – это процесс приобретения новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет. Целью же работы, является получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи.

  Выбирая тему для проекта, следует подумать, каким образом проведенные вами исследования могут помочь вашим друзьям, одноклассникам … в решении тех или иных вопросов и проблем, насколько ваше изыскание будет полезны и интересны окружающим и вам самим.

  Темой может стать любая идея, хобби или проблема, которую, как вам думается необходимо решить. Если сама проблема не нова, то способы и пути ее решения должны быть оригинальны, и не избиты.

Понятия "объектная область, объект, предмет" исследования

Выбираем объектную область, объект и предмет исследования

Надо помнить, что научное исследование носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности - ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования.
Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента:
1. «объектная область»,
2. «объект»,
3. «предмет» исследования.
Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Хочу такой сайт

Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.

Тема, актуальность и проблему исследования

Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета.
Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто школьники выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.
Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Чтобы облегчить процесс выбора темы, выделим основные критерии:
1. хотелось бы, чтобы тема представляла интерес для школьника не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
2. хорошо, если выбор темы интересен и ученику, и научному руководителю.
3. тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Следует также помнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Формулировка темы отражает процесс развития научного познания. Вследствие этого ответственным этапом в подготовке работы становится этап обоснования актуальности темы.

Актуальность
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в процессе создания проекта.
Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности и в этом главную помощь школьнику оказывает педагог, ориентирующий юного исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы.
Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.
Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
Проблема
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и закономерностей.
Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.11.2018

Дата обновления: 30.01.2023

Дата публикации: 23.10.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».