20.02.2019
Классификация типов личности
"трудных" детей Г.И. Мазурова
Работа с «трудными» должна включать в себя
четыре этапа: диагностику, планирование работы, организацию (в работу должны
быть включены все учителя), координацию усилий родителей, школы, различных организаций:
культурных, спортивных и т
1.
Возбудимый тип личности
Характеристика |
Вредно или бесполезно |
Полезно |
Это
человек, стремящийся к лидерству, ради чего проявляет активность в
коллективе. Может нагрубить учителю, нарушить прямое распоряжение и т.п. Последствия
поступков прогнозирует плохо, но, сообразив, что «зарвался», дает обещание
исправиться и некоторое время ведет себя хорошо, однако вскоре принимается за
свое. |
Поручать
ему руководить группой или звеном: он начнет конфликтовать с окружающими или
пытаться извлечь из ситуации личную выгоду. Воздействовать
с помощью убеждения: такой ребенок не прислушивается к аргументам. |
Волевое,
твердое обращение: такие дети признают только силу. Общественно полезный
труд, требующий внимания, усилий, планомерности, но при этом, по возможности,
связанный с интересами ребенка: подготовить обзор спортивных новостей, сбор
информации о каком-либо техническом новшестве. Поощрения. Угроза
административного воздействия. |
2.
Неуправляемый тип личности
Характеристика |
Вредно или бесполезно |
Полезно |
Импульсивен
и крайне конфликтен. Он постоянно создает вокруг себя нервную среду, ссорится
и проявляет грубость и агрессивность. Готов выполнить любое поручение лидера
«отрицательной» группы, но сам лидером не является из-за полной непредсказуемости
своего поведения и неспособности следовать правилам любой (хоть школьной,
хоть «блатной») среды. Нерасчетлив
и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не
останавливается ради этого. |
Бесполезно
вызывать его на педсовет или к директору: он не признает норм и игнорирует
разумные доводы. Страх
перед кабинетом директора или детской комнатой полиции отсутствует: подросток
этого типа не понимает степени асоциальности своего поведения. Бесполезно
также собирать на ребенка «компромат», чтобы поссорить его с другими
ребятами: это вызовет агрессию против одноклассников. |
Наблюдение
медиков и периодическое медикаментозное лечение. Поручение
работ, требующих применения физической силы, по возможности также трудоемких. Внимательное
наблюдение, отсечение возможности общения с другими «трудными», создание
ощущения неотвратимости наказания за нарушение дисциплины. |
3.
Упорный тип личности
Характеристика |
Вредно или бесполезно |
Полезно |
Очень
честолюбив и готов ради лидерства на все. Мстительный и злопамятный. Обладает
авторитетом и организаторскими способностями; его взгляды конкретны и
определенны, а чужих он не признает: «есть два мнения: мое и неправильное».
Поддерживает «уголовные традиции». Своих взглядов придерживается строго и
последовательно, считает сверхценностью самого себя и свой авторитет. С
несогласными расправляется жестоко, иногда имеет склонность к садизму.
Ответственности почти всегда избегает, переложив ее на других членов группы. Если
группу создать не удается, переквалифицируется в «борца за справедливость» и
заваливает жалобами школьное и более высокое начальство. |
Пугать,
ругать, убеждать в недопустимости его поведения, тем более пытаться наладить
«дружеский» контакт. |
При
проблесках «положительной» направленности сразу же привлекать к руководящей
работе на благо общества. Четко
ставить перед выбором: или хорошо учишься и не нарушаешь дисциплину, или
отправляешься в колонию. «Отсроченное
наказание»: назначать беседу с директором по поводу плохого поведения на
другой день. |
4.
Активный тип личности
5.Демонстративный тип личности
Характеристика |
Вредно или бесполезно |
Полезно |
Это
прекрасный актер и искусный лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре
внимания. Остаться в тени — его кошмар. Придуманные им истории невозможно отличить
от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что
ошибаются даже врачи. Он
постоянно нарушает дисциплину и не способен продумать общую линию поведения.
Из-за этого часто получает нарекания и от «отрицательной» группы, и от
учителей. В условиях коллектива он адаптироваться самостоятельно не способен. |
Проявлять
интерес, удивление при рассказах ученика. Назначать
руководителем группы учеников (такой ребенок не умеет взаимодействовать: он
зациклен на себе), материально ответственным (от волнения возможен нервный
срыв). Широко
оповещать о наказаниях, порицаниях в адрес ученика: он может безобразничать
специально, чтобы прославиться хотя бы так. |
Привлекать
к работе художественной самодеятельности. За каждое
достижение поощрять грамотой на линейке, занесением на Доску почета и т.п. Угроза
общественного порицания за какой-то поступок. Внимательный
контроль с целью предотвратить преступление в состоянии аффекта или
попытку самоубийства, если ребенок все же попал в
«отвергаемые». |
6.
Безвольный тип личности
Характеристика |
Вредно или
бесполезно |
Полезно |
У него нет
ни воли, ни интереса к деятельности; он ленив, инертен и не испытывает
интереса к чему-либо. О таких учителя часто говорят: «Ему лень подумать».
Такой школьник нередко попадает под влияние «отрицательной» группы и
выполняет мелкие поручения, никогда не выступая ни лидером, ни инициатором
какой-либо проделки. Лживость, боязливость, отсутствие интереса к любой
учебной или трудовой деятельности характеризуют такого ребенка. |
Назначать
на руководящую должность в детском коллективе. Позволять
бесконтрольно общаться с «трудными» подростками. Поручать
сложные, требующие особых навыков действия (например, проведение химических
опытов и т.п.) |
Вовлекать
и даже загружать общественно полезной деятельностью. Контролировать,
не допуская общения с «трудными», а создавать ситуации необходимости общения
с хорошими ребятами. Поощрять
благодарностью на линейке за достижения. Вырабатывать
с помощью упражнения навык хорошего поведения. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.02.2019
Дата обновления: 20.02.2019
Дата публикации: 20.02.2019