Классификация типов личности "трудных" детей Г.И. Мазурова

20.02.2019

Классификация типов личности "трудных" детей Г.И. Мазурова

Работа с «трудными» должна включать в себя четыре этапа: диагностику, планирование работы, организацию (в работу должны быть включены все учителя), координацию усилий родителей, школы, различных организаций: культурных, спортивных и т

1.      Возбудимый тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Это человек, стремящийся к лидерству, ради чего проявляет активность в коллективе. Может нагрубить учителю, нарушить прямое распоряжение и т.п. Последствия поступков прогнозирует плохо, но, сообразив, что «зарвался», дает обещание исправиться и некоторое время ведет себя хорошо, однако вскоре принимается за свое.

Поручать ему руководить группой или звеном: он начнет конфликтовать с окружающими или пытаться извлечь из ситуации личную выгоду.

Воздействовать с помощью убеждения: такой ребенок не прислушивается к аргументам.

Волевое, твердое обращение: такие дети признают только силу. Общественно полезный труд, требующий внимания, усилий, планомерности, но при этом, по возможности, связанный с интересами ребенка: подготовить обзор спортивных новостей, сбор информации о каком-либо техническом новшестве.

Поощрения.

Угроза административного воздействия.

2.      Неуправляемый тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Импульсивен и крайне конфликтен. Он постоянно создает вокруг себя нервную среду, ссорится и проявляет грубость и агрессивность. Готов выполнить любое поручение лидера «отрицательной» группы, но сам лидером не является из-за полной непредсказуемости своего поведения и неспособности следовать правилам любой (хоть школьной, хоть «блатной») среды.

Нерасчетлив и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не останавливается ради этого.

Бесполезно вызывать его на педсовет или к директору: он не признает норм и игнорирует разумные доводы.

Страх перед кабинетом директора или детской комнатой полиции отсутствует: подросток этого типа не понимает степени асоциальности своего поведения.

Бесполезно также собирать на ребенка «компромат», чтобы поссорить его с другими ребятами: это вызовет агрессию против одноклассников.

Наблюдение медиков и периодическое медикаментозное лечение.

Поручение работ, требующих применения физической силы, по возможности также трудоемких.

Внимательное наблюдение, отсечение возможности общения с другими «трудными», создание ощущения неотвратимости наказания за нарушение дисциплины.

3.      Упорный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Очень честолюбив и готов ради лидерства на все. Мстительный и злопамятный. Обладает авторитетом и организаторскими способностями; его взгляды конкретны и определенны, а чужих он не признает: «есть два мнения: мое и неправильное». Поддерживает «уголовные традиции». Своих взглядов придерживается строго и последовательно, считает сверхценностью самого себя и свой авторитет. С несогласными расправляется жестоко, иногда имеет склонность к садизму. Ответственности почти всегда избегает, переложив ее на других членов группы.

Если группу создать не удается, переквалифицируется в «борца за справедливость» и заваливает жалобами школьное и более высокое начальство.

Пугать, ругать, убеждать в недопустимости его поведения, тем более пытаться наладить «дружеский» контакт.

При проблесках «положительной» направленности сразу же привлекать к руководящей работе на благо общества.

Четко ставить перед выбором: или хорошо учишься и не нарушаешь дисциплину, или отправляешься в колонию.

«Отсроченное наказание»: назначать беседу с директором по поводу плохого поведения на другой день.

4.      Активный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Похож на упорный, но менее разборчив в своей активности. Охотно берется за любые дела, но до конца редко что-то доводит. Может быть лидером «отрицательной» группы, но согласен и на роль активного ее члена: он стремится не к лидерству как таковому, а к активности. Неосмотрителен, хотя и изворотлив: его хитрости шиты белыми нитками. Способен сохранять работоспособность на уроке лишь минут 15, затем начинает нарушать дисциплину, на замечания отвечает грубостью.

Из-за конфликтности часто становится «отвергаемым» уже к концу обучения в средних классах.Хочу такой сайт

«Отсроченное наказание»: у такого ребенка низкая стойкость аффекта.

Монотонный труд, мелочный контроль, трудоемкие поручения, требующие усидчивости.

Поощрения при каждом небольшом достижении.

Давать разовые поручения, требующие быстрой смены деятельности, проявления инициативы.

«Приучать» к правильному стилю поведения с помощью повторяющихся действий.

Действенны угрозы наказания, но не очень «суровые».

Поощрение за выполнение какой-либо работы целиком, за значительное достижение и т.д.

 

 

 

 

5.Демонстративный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Это прекрасный актер и искусный лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре внимания. Остаться в тени — его кошмар. Придуманные им истории невозможно отличить от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что ошибаются даже врачи.

Он постоянно нарушает дисциплину и не способен продумать общую линию поведения. Из-за этого часто получает нарекания и от «отрицательной» группы, и от учителей. В условиях коллектива он адаптироваться самостоятельно не способен.

Проявлять интерес, удивление при рассказах ученика.

Назначать руководителем группы учеников (такой ребенок не умеет взаимодействовать: он зациклен на себе), материально ответственным (от волнения возможен нервный срыв).

Широко оповещать о наказаниях, порицаниях в адрес ученика: он может безобразничать специально, чтобы прославиться хотя бы так.

Привлекать к работе художественной самодеятельности.

За каждое достижение поощрять грамотой на линейке, занесением на Доску почета и т.п.

Угроза общественного порицания за какой-то поступок.

Внимательный контроль с целью предотвратить преступление в состоянии аффекта или попытку самоубийства, если ребенок все же попал в «отвергаемые».

6.      Безвольный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

У него нет ни воли, ни интереса к деятельности; он ленив, инертен и не испытывает интереса к чему-либо. О таких учителя часто говорят: «Ему лень подумать». Такой школьник нередко попадает под влияние «отрицательной» группы и выполняет мелкие поручения, никогда не выступая ни лидером, ни инициатором какой-либо проделки. Лживость, боязливость, отсутствие интереса к любой учебной или трудовой деятельности характеризуют такого ребенка.

Назначать на руководящую должность в детском коллективе.

Позволять бесконтрольно общаться с «трудными» подростками.

Поручать сложные, требующие особых навыков действия (например, проведение химических опытов и т.п.)

Вовлекать и даже загружать общественно полезной деятельностью.

Контролировать, не допуская общения с «трудными», а создавать ситуации необходимости общения с хорошими ребятами.

Поощрять благодарностью на линейке за достижения.

Вырабатывать с помощью упражнения навык хорошего поведения.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.02.2019

Дата обновления: 20.02.2019

Дата публикации: 20.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».