21.02.2019
Виды уроков для каждого
типа урока по ФГОС
№ |
Тип урока по ФГОС |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Лекция, путешествие, инсценировка,
экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок,
игра, уроки смешанного типа. |
2. |
Урок рефлексии |
Сочинение, практикум, диалог, ролевая
игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, конференция, экскурсия,
консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа,
урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина,
смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование,
конкурсы. |
Типы уроков по ФГОС
Разработчики новых
образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в
зависимости от поставленных целей:
Тип №1. Урок открытия
новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей
новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать
систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых
определений, терминов, описаний.
Структура урока
обретения новых знаний
·
Мотивационный этап.
·
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого
пробного действия
·
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает
проблему, поиск противоречия
·
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения,
рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
·
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап
урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
·
Первичное закрепление нового знания.
·
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
·
Включение в систему знаний и умений.
·
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и
самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников
способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить
причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по
устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения
разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные
знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура
урока-рефлексии по ФГОС
·
Мотивационный этап.
·
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
·
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
·
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов
разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка
стратегии).
·
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
·
Обобщение выявленных затруднений.
·
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
·
Включение в систему знаний и умений.
·
Осуществление рефлексии.
В структуре урока
рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности
выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок
систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации
полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот,
научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в
рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению,
развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии
темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже
приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока
систематизации знаний
·
Самоопределение.
·
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
·
Постановка учебной задачи, целей урока.
·
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
·
Реализация выбранного проекта.
·
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
·
Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок
развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам
самоконтроля и взаимоконтроля, формировать
способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания,
умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока
развивающего контроля
·
Мотивационный этап.
·
Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
·
Фиксирование локальных затруднений.
·
Создание плана по решению проблемы.
·
Реализация на практике выбранного плана.
·
Обобщение видов затруднений.
·
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием
эталонного образца.
·
Решение задач творческого уровня.
·
Рефлексия деятельности.
Нюансы построения уроков
по ФГОС в начальной и средней школе
Типы уроков по ФГОС в начальной школе
Структура ФГОС вводит
новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель
должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую
ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения,
исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное
описание.
Создание учебной
ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников,
степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших
классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе
учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта,
эмоционального восприятия.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.02.2019
Дата обновления: 21.02.2019
Дата публикации: 21.02.2019