21.02.2019
Технологическая карта урока по ФГОС:
образец ТК и правила оформления
Учителю предлагается для
оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую
карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью
графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Что
такое технологическая карта урока и как ее составлять и с ней работать?
Отличия между
технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному
уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его
эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер,
способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также
в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение
школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны
быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в
виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны
найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта
урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от
традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной
наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их
сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись
хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии
подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно
отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия.
Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного
содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе
урока.
Технологическая
карта урока по ФГОС |
Конспект
урока |
Позволяет
демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока,
поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса
при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между
учителем и учениками. |
Имеет вид
сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя. |
Включает
характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в
процесса каждого учебного действия. |
Содержит
указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке. |
Помогает
осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать
этот процесс. |
Указываются
только общие цели всего урока. |
Рекомендации по
разработке технологической карты
Вопрос обязательных
требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет
законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы,
которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической
карты урока по ФГОС.
1.Необходимо оформлять
«шапку» технологической карты. Например:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Как
найти корень слова?
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые
результаты
личностные:
·
учить проверять себя;
·
учить давать оценку своим действиям;
·
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
·
учить анализировать и выделять общее;
·
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
·
вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
·
дать уточненное определение термина «корень»;
·
учить находить корень слова;
·
учить подбирать родственные слова разных частей речи.
Дидактические средства: учебник, памятки,
карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: цветные стикеры,
шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.
2.Не стоит излишне
«раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование
во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет
включать такие разделы:
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые
УУД |
Планируемые
результаты |
|
Деятельность
учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
|
|
|
|
|
|
3.При желании в
технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ»,
«Способ промежуточного контроля» и др.
4.В технологической
карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или
исключить.
5.Для указания УУД и
планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
6.Следует не забывать,
что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер.
В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки:
«способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия
для формирования (развития или воспитания) …».
7.После технологической
карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
8.Можно воспользоваться
специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой
технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному
предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении
вэлектронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры
автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать
необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Рассмотрим образец составления
технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.
Технологическая карта
урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия
между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению
целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее
использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития
личности школьника на уроке.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.02.2019
Дата обновления: 21.02.2019
Дата публикации: 21.02.2019