22.02.2019
Технологии учебного проектирования.
Обращение
образование к технологии учебного
проектирования в настоящее время позволяет активизировать
исследовательскую деятельность студентов на всех этапах обучения. Таким
образом, сфера применения данной технологии значительно шире, чем в традиционно
сложившейся практике ее использования в образовании.
Виды
проектов.
В теории
и практике учебного проектирования выделяют разнообразные виды проектов.
1) В зависимости от
количества участвующих студентов:
·
индивидуальный проект эффективен с точки зрения
организации самостоятельной поисковой деятельности, учета личных интересов,
предоставление возможности реализовать свой творческий потенциал, потребность в
достижении успеха и самоутверждении.
·
парные и групповые проекты обладают не меньшими
развивающими возможностями, позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся
при распределении их обязанностей.
2) По характеру
поисковой деятельности и преобладающих методов:
·
исследовательские проекты по своему характеру напоминают
научное исследование, подчиняются его логике. Проекты данного вида чаще всего
разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования.
·
творческие проекты направлены на разработку новых
оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в
творческой форме (творческий отчет, выставка, видеофильм, …). Основными
методами работы становится «мозговой штурм», «синектика», метод творческой
группы.
·
информационные проекты направлены на сбор необходимой
для учебного процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта
связана с поискам и нахождении информации в различных источниках: монографиях,
журнальных статьях и др.
3) В зависимости от
сферы применения разрабатываемого проекта можно выделить проекты:
·
производственные
·
социальные.
4) В соответствии с
характером разрабатываемой проблемы разграничиваются:
·
Теоретически ориентированные
проекты
·
Практически ориентированные
проекты.
5) В зависимости от
учебных дисциплин, в рамках которых разрабатывается проект, можно выделить:
·
многопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной
учебной дисциплины;
·
межпредметные проекты, на основе использования
материалов других;
·
надпредметные проекты, не только не связанные с
конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной
учебной дисциплины.
6) По
продолжительности, срокам выполнения проекты могут быть:
·
краткосрочные, разрабатываемые на нескольких
занятиях или в процессе самостоятельной работы;
·
среднесрочные - разрабатываемые от недели до
месяца;
·
долгосрочные - разрабатываемые от одного до
нескольких месяцев.
Организация
работы над проектом.
Этап 1-й,
поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Основная задача
педагога на этом этапе - вывести на осознание проблемы, создать мотивацию к ее
решению и получению конкретного результата - продукта учебного проектирования.
Этап 2-й,
организация творческих групп для работы над проектом. Создаются творческие
группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие мастерские,
творческие лаборатории и т.д.)
Этап 3-й,
планирование работы над проектом. На данном этапе определяются:
·
возможные источники информации;
· способы
сбора и анализ информации;
· способы
представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.)
·
критерии оценки продукта;
·
обязанности участников творческой группы.
Этап 5-й,
анализ информации. Осуществляется совместное обсуждение полученных исходных
материалов, разработка проекта.
Этап 6-й,
оформление и представление проекта (письменный отчет, издание практических
рекомендаций, видеофильм и т.д.)
Этап 7-й,
анализ и оценка результатов работ над проектом:
·
групповая рефлексия авторов проекта, самоанализу процесса и результата своей
деятельности;
· анализ
и оценка качества проекта другими обучающимся, экспертами, преподавателем.
Таким
образом, технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию
преподавателя в учебном процессе. Задачи преподавателя:
· в
оказании поддержки в выборе темы проекта и в формулировании проблемы
исследования;
· в
оказании поддержки в овладении исследовательскими умениями и навыками;
·
координация всего процесса работы над проектом, осуществление обратной связи,
коррекция поисковой деятельности, организация итогового обсуждения, защиты
проектов.
Значение
технологии учебного проектирования.
1)
исследований и практический характер учебного проектирования позволяет
формировать широкий спектр социально-ценных мотивов деятельности (студентов);
2)
осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку, создает
условия для творческой самореализации личности;
3) в
процессе выполнения учебного проекта формируется социальный опыт обучающихся,
их умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;
4)
расширяются социальные контакты, развивается их умение взаимодействовать с
разными людьми в процессе решения проблем;
5)
технология учебного проектирования обеспечивает развитие исследовательских
способностей и формирование необходимых для профессиональной деятельности
умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их
решения на всех этапах обучения, а не только на этапах курсового и дипломного
проектирования.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.02.2019
Дата обновления: 22.02.2019
Дата публикации: 22.02.2019