13.11.2019
ПРОГРАММА
МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Верхнесалдинского городского округа
Название |
Программа
методического сопровождения молодых специалистов
образовательных организаций |
Законодательная
база |
Конституция Российской Федерации;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации
до 2025г.;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020г.
«Российское образование 2020: модель экономики, основанной на знаниях»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в
Российской Федерации» |
Участники
реализации |
молодые специалисты образовательных учреждений
методисты МБУ Информационно-методического центра;
администрация образовательных учреждений;
педагоги-наставники |
Сроки
реализации |
Программа
рассчитана на срок 3 года и предусматривает систематическое
внесение дополнений, изменений, коррекцию в
зависимости от изменяющихся условий деятельности. |
Цель |
Создание
условий для успешной адаптации и развития профессиональной
компетентности молодых специалистов образовательных
учреждений |
Задачи |
диагностика уровня профессиональной компетентности молодых
специалистов;
создание условий, обеспечивающих осознанную потребность
молодого педагога в непрерывном профессиональном
образовании, предполагающую рефлексивный
самоанализ деятельности, освоение способов
самообразования и саморазвития;
оказание методической помощи в организации образовательного
процесса;
оказание методической помощи в освоении и внедрении в практику
работы Федеральных Государственных Образовательных
Стандартов;
оказание методической поддержки молодым специалистам в
инновационной деятельности, организации опытно экспериментальной работы, экспертной
оценке авторских программ,
пособий;
организация выявления, изучения и диссеминации инновационного
педагогического опыта;
создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических,
творческих потребностей молодых педагогов;
разработка системы мероприятий по усилению ответственности
молодых специалистов за результаты своей
профессиональной деятельности;
создание информационного банка данных молодых специалистов;
создание системы мониторинга результативности методического
сопровождения молодых специалистов;
развитие профессионального сообщества молодых педагогов |
Ожидаемые
результаты |
эффективная модель методического сопровождения развития
профессиональной компетентности молодых специалистов
образовательных учреждений Вяземского муниципального
района;
успешная адаптация молодых специалистов в образовательных
учреждениях, профессиональных сообществах;
осознанная потребность молодых педагогов в непрерывном профессиональном
образовании;
развитие профессиональной компетентности и педагогического
мастерства молодых педагогов;
повышение эффективности образовательного процесса в образовательных
учреждениях |
Краткое
содержание |
Основная
идея Программы заключается в индивидуализации процесса
профессионального становления молодых педагогов посредством
методического сопровождения. Индивидуализация образования
предполагает переход на субъект-субъектные отношения,
предоставление педагогу права и возможности продвижения по индивидуальному
образовательному маршруту.
Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами,
организацию их методического самообразования
с учетом индивидуальных особенностей личности педагога. |
Пояснительная
записка
1.Введение
Современной школе нужен профессионально-компетентный,
самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к
реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в
инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию.
Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно
высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и
профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время.
Анализы работы с молодыми учителями показывают, что наибольшие сложности у
начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на
уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации,
организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного
руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале
своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него
еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является
необходимостью оказание постоянной методической помощи учителям. Повышение квалификации учителей всегда
актуальная проблема. Чем раньше молодой специалист убедится в правильности
выбора профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более
квалифицированным специалистом он может в итоге стать. Практика показывает, что
специалист максимально раскрывает свой потенциал только тогда, когда он
понимает свою роль в решении общих задач и получает адекватную оценку со
стороны коллег.
Таким
образом, необходимо создавать условия для развития внутренних мотивов
педагогического роста, формировать личность педагога с объективным восприятием
Я-концепции, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
2.
Ведущая педагогическая идея:
Повышение уровня профессиональной компетенции
молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм
работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к
профессиональному росту.
В
основу Программы положены следующие принципы:
гуманизации;
дифференциации;
интеграции;
вариативности;
непрерывности профессионального образования;
личностно ориентированного подхода;
программно-целевого подхода;
деятельностного развития;
индивидуализации;
диалогичности и равноправного партнёрства.
3. Цель
– создание условий для успешной адаптации и развития профессиональной
компетентности
молодых специалистов образовательных организаций Верхнесалдинского городского округа
4.Задачи:
Ø диагностика
уровня профессиональной компетентности молодых специалистов;
Ø
создание условий, обеспечивающих
осознанную потребность молодого педагога в непрерывном профессиональном
образовании, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение
способов самообразования и саморазвития;
Ø
оказание методической помощи в
организации образовательного процесса;
Ø
оказание методической помощи в освоении
и внедрении в практику работы Федеральных Государственных Образовательных
Стандартов;
Ø
оказание методической поддержки молодым
специалистам в инновационной деятельности;
Ø
организация выявления, изучения и
диссеминации инновационного
педагогического опыта;
Ø
создание условий для удовлетворения
информационных, учебно-методических,
творческих потребностей
молодых педагогов;
Ø
разработка системы мероприятий по
усилению ответственности молодых
специалистов за
результаты своей профессиональной деятельности;
Ø
создание информационного банка данных
молодых специалистов;
Ø
создание системы мониторинга
результативности методического сопровождения
молодых специалистов;
Ø развитие
профессионального сообщества молодых педагогов.
5.Функции:
·
обучающая – ориентирована на углубление
знаний и развитие навыков молодых
специалистов
в системе непрерывного профессионального образования,
необходимых
для развития их профессиональной компетентности;
·
консультационная – предполагает оказание
помощи молодому педагогу в
решении
конкретной методической проблемы через указание на возможные
способы её преодоления или актуализацию
дополнительных способностей
молодого специалиста;
·
диагностическая – направлена на
выявление профессиональных затруднений
молодого
педагога;
·
психологическая – помощь молодому
специалисту в преодолении различного вида
трудностей и барьеров,
препятствующих успешному осуществлению профессиональной деятельности;
·
коррекционная – направлена на изменение
модели практической деятельности,
реализуемой
молодым специалистом, а также на исправление допущенных
профессиональных ошибок;
·
адаптационная – обеспечивает
согласование ожиданий и возможностей молодого педагога с требованиями
профессионального сообщества, потребностей
конкретного образовательного учреждения и
меняющимися условиями
профессиональной деятельности;
·
информационная – предоставление молодым
специалистам необходимой
информации
по основным направлениям модернизации системы образования,
образовательным и воспитательным
программам, инновационным педагогическим
технологиям;
·
проектная – связана с обучением педагога
экспертизе учебных программ и
пособий,
образовательных технологий;
·
направляющая – способствует установлению
гуманистических отношений между молодым педагогом и обучающимися.
6.Сроки реализации Программы
Программа
рассчитана на срок 3 года и предусматривает систематическое внесение
дополнений,
изменений, коррекцию в зависимости от изменяющихся условий деятельности.
7.Этапы
реализации Программы
1.
Диагностический – выявление уровня профессиональной компетентности молодых
специалистов;
2.
Мотивационный – формирование мотивации молодых педагогов для осуществления
непрерывного
профессионального образования, построение индивидуального
образовательного
маршрута педагога;
3.
Когнитивный – оказание индивидуальной, адресной методической помощи молодым
специалистам;
4.
Регулятивно-оценочный – формирование аналитических умений, выявление роста
потенциальных
возможностей молодых специалистов, выявление профессиональных
затруднений;
5.
Личностно ориентированный – выбор методической темы для самообразования
молодых
педагогов;
6.
Деятельностный – активная деятельность молодых специалистов по выбранной
методической
теме (самостоятельный творческий поиск);
7.
Итогово-аналитический – результативность методического сопровождения молодых
специалистов
по развитию профессиональной компетентности.
8. Периоды профессионального
становления молодого специалиста
I период – стажировка
(первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как
педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего
коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном
заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми
заставляет его заняться самообразованием.
II период - развивающий. Идет процесс развития профессиональных
умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в
процессе воспитательно -образовательной деятельности, вырабатывается свой стиль
в работе, появляется интерес к опыту коллег.
III период - 4-5-й год работы. В деятельности
педагога начинает складываться система.
IV период - совершенствование, саморазвитие, освоение новых
педагогических технологий.
9.Интерактивные формы и методы в работе
с молодыми специалистами
Формы |
Методы |
Семинар-практикум Консультации Круглый стол Методические минутки Индивидуальные консультации Брифинг Мастер-класс Школа передового опыта Открытые просмотры Самообразование |
Игровые ситуации Диагностика Разыгрывание ролей Мозговой штурм Диалог Методы проблемного обучения Эвристическая беседа Исследовательский метод |
План работы. Школы молодого педагога.
Цели
работы:
– Развитие мировоззрения, профессионально – ценностных и
личностно-нравственных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и
самосовершенствованию.
– Развитие современного диалектического стиля педагогического мышления учителя,
таких его черт, как системность, комплексность, конкретность.
– Формирование у учителей толерантности, чувства меры, гибкости, мобильности и
т.д.
№ |
Формы проведения |
Содержание работы |
Срок проведения |
Ответственные |
1. |
Круглый стол |
Первые
шаги в учительской профессии |
сентябрь |
Иванова
Н.И. |
2. |
Консультации |
Модель
современного урока в контексте ФГОС |
октябрь |
МБУ «ИМЦ» (
методисты) |
3. |
Мастер-класс |
Современные
образовательные технологии. |
ноябрь |
Иванова
Н.И. |
4. |
Семинар-практикум |
Система
оценивания предметных результатов обучающихся
|
декабрь |
МБУ «ИМЦ» (
методисты) |
5 |
Самообразовательная
работа. |
Качество образования в современных реалиях |
январь |
Иванова
Н.И. |
6 |
Практико-ориентированный
семинар |
Стратегии смыслового чтения |
февраль |
МБУ «ИМЦ» (
методисты) |
7 |
Диагностика
уровня педагогического мастерства. |
Хочу
знать, узнал, применяю |
март |
МБУ «ИМЦ» (
методисты) |
8 |
Брифинг |
Информационная компетентность учителя |
апрель |
МБУ «ИМЦ» (
методисты) |
9 |
Круглый
стол |
«Формула успеха»
|
май |
Иванова
Н.И. |
Система
профессиональных компетентностей учителя.
Компетентность |
Содержание компетентности |
Предметно-методологическая
компетентность. |
Знания в
области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по
предмету; владение методиками преподавания предмета. |
Психолого-педагогическая
компетентность. |
Теоретические
знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии
познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в
конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами
определить уровень развития “познавательных инструментов” ученика. |
Компетентность
в области валеологии образовательного процесса. |
Теоретические
знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую
образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования
здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по
организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными
возможностями здоровья. |
Компетентность
в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение
образовательного процесса. |
Практическое
владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими
учащихся средствами предмета. Умение
проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения
ученика. Владение
методиками и технологиями медиа-образования. |
Коммуникативная
компетентность. |
Практическое
владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное
результативное взаимодействие в системе “учитель-ученик” |
Компетентность
в области управления системой “учитель-ученик”. |
Владение
управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение
проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и
анализировать результаты учебного и воспитательного процесса). |
Исследовательская
компетентность. |
Умение
спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент
по внедрению инноваций. |
Компетентность
в сфере трансляции собственного опыта. |
Умение
транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество
(статьи, выступления, участие в конкурсах). |
Акмеологическая
компетентность. |
Способность
к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые
направления и формы деятельности для профессионального роста. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2019
Дата обновления: 13.11.2019
Дата публикации: 13.11.2019